94-я гвардеская стрелковая дивизия 94-я гвардеская стрелковая дивизия 94-я гвардеская стрелковая дивизия
Боевой путь дивизии от Сталинграда до Берлина
Публикации / Очерки Андрея Аникина / На грани / Глава третья
Публикации

Глава третья. Поезд прибывает...

...Кончался обеденный перерыв. Володя стоял у ворот и курил. Вдруг услышал приближающиеся звуки марша. Играл духовой оркестр. Затем показалась колонна курсантов из тюменских военных училищ, солдат и офицеров, выписанных из госпиталей. Володя докуривал папиросу, а колонна все маршировала мимо заводской проходной, возле которой собрались старые рабочие, женщины и подростки.

"Мне бы с ними..." - мелькнула мысль у Володи. Ах, если бы сбылось его желание... Сейчас кончится перерыв, и он вернется на свое рабочее место. И, наверное, так никогда и не попадет на фронт. Он хотел уже повернуться и уйти. Затянулся последний раз. Бросил окурок. Затоптал его.

Вдруг показалось, что в колонне промелькнуло знакомое лицо. И в доли секунды выстрелила мысль: "Да это же Осип!" Володя почувствовал, как сильно заколотилось сердце, перехватило дыхание: "Не может быть! Прихрамывает... Но я в госпиталях его не видел". Володя, как завороженный смотрел вслед уходящих солдат. Он хотел позвать брата. Но не мог крикнуть: в горле все пересохло, язык прилип к небу и не слушался его. А в голове уже блуждали сомнения: "Брат ли это? Может, обознался?!"

Но прихрамывавший капитан вдруг обернулся и посмотрел в сторону Володи.
- Осип! - вырвалось у парня.

Капитан вышел из колонны, остановился, поискал глазами. Улыбка засияла на его лице. Он бросился к Володе.

- Володька! Ты?! Братишка?! Здесь?! Как?! Ты ж в Челябинске был?! - Осип Афанасьевич Вохмянин, обхватил Володю.

- А я-то стою и гадаю: ты или не ты.

- Ну, братишка, как ты здесь-то очутился? Где все?

- Работаю на заводе.

- А мне писали, что ты в Челябинске. Работал. Потом на фронт бежал.

- Было дело, - потупил глаза Володя.

- Тоже мне Мальчиш-Кибальчиш.

- Ты знаешь, перерыв заканчивается, - виновато сказал Володя.

- Погоди, как заканчивается? Ну, нет, пойдем со мной. Где тут у вас партком, администрация?

Они пошли в партком, там Осип договорился, чтобы Володю отпустили проводить брата. Отправляющемуся на фронт офицеру пошли навстречу и тут же Володе выдали увольнительную.

- Пошли, по дороге расскажешь, как дома дела.

- Да я-то мало знаю.

- Ты давай не выворачивайся. Кто погиб?

- Михаил, еще под Ржевом.

Осип сжал кулаки.

- Ты-то как в Тюмени оказался? - спросил брата Володя.

- Да, вот зацепило. Под Сталинградом. Больше полугода по госпиталям мотаюсь. Где только не был?! А сейчас эшелон на фронт сопровождаю. Потом снова в Тюмень или в резерв.

- Сколько тебе до поезда?

- Часа два есть, - ответил Осип, посмотрев на часы.

- Может зайдем к тете Наде. Она здесь неподалеку.

У Володи сердце стучало так сильно, думал из груди выскочит. Все клокотало внутри. Даже Осип заметил, что мальчишка несколько возбужден. Но, видимо, подумал, что это из-за их встречи. А Володя уже тогда чувствовал, что на этот раз все получится и он скоро окажется в действующей армии.

На вокзале было людно: провожающие, солдаты, офицеры. Все смешалось: слезы, крики, духовой оркестр. В самой гуще солдат Володя увидел старого знакомого, с котором учился вместе в Челябинске в ремесленном училище. Он года на два старше Володи.

- Сашка!

- Вовка! Ты как здесь? Провожаешь кого?

- Ага... Но я с вами хочу... бежать на фронт...

- Да ну! А этот капитан, он кто тебе?

- Брат.

- Чего ж тогда, дурья башка, теряешься?

- Да не хочу, чтобы он знал.

- Слышь, Вовка, а ты уговори его, чтобы он тебя до Свердловска взял. У них можно. А там в наш вагон. Вон - четвертый с хвоста.

- Ладно, идет!

Володя дернул Сашку за рукав.

- Слышь, только молчи. Никому.

- Могила!

Володя быстро сбегал домой. Но тетю Надю уже не застал. Написал ей записку, чтобы не волновалась Наскоро собрался, и - снова на вокзал.

На четвертом пути как раз заканчивалась погрузка. Володя кое-как разыскал брата.

- Ты где пропал? - спросил Осип.

- Да вот знакомого встретил, - уклончиво ответил Володя. - Осип, можно тебя попросить? Можно я тебя до Свердловска провожу?

- Что? Как до Свердловска? Ты соображаешь, что говоришь?!

- Ну, хоть до Камышлова... Мне же только утром на работу. Все равно у меня сегодня увольнительная. А там я на товарняке за ночь доеду.

- Возьми парня, капитан, - поддержал Володю один из офицеров. - Законы законами. А когда умрем, никто не знает. Война это. Возьми. А в Свердловске я сам договорюсь, чтобы его обратно отпустили.

Тем временем прозвучала команда на построение. Солдаты построились перед вагонами. На импровизированную трибуну поднялся генерал.

- Товарищ бойцы, командиры и политработники, - обратился генерал к отправляющимся на фронт солдатам и офицерам. - Наши войска теснят противника. Враг уже не тот, каким он был в сорок первом году. Враг выдыхается. Но еще он силен. Идут решающие бои. От Баренцева до Черного моря трещит вражеская оборона. Фронт ждет вас, солдаты. Ждет пополнения. И продвигается, продвигается на запад. Лучшим из вас, курсанты, будут присвоены офицерские звания в боевых частях. И товарищ Сталин, и коммунистическая партия большевиков, и весь советский народ уверены, что вы не посрамите чести нашей великой Родины и русского оружия. Враг будет разбит! И победа будет за нами! За Родину, за Сталина!

- Ура! Ура! Ура!

- По вагонам!

И поезд отправился на фронт под звуки самого знаменитого марша.

Вечером эшелон прибыл в Свердловск. Здесь братья простились.

- Да нет, ты меня не провожай, - сказал Володя, - сам доберусь. Что я маленький?!

- Смотри! Я договорился, тебя отправят. Ну, прощай. Передавай привет нашим, тете Наде...

И ничего не подозревавший Осип расстался с Володей, а тот, не дожидаясь отправления поезда, подбежал к четвертому вагону от хвоста эшелона, спрятался под ним. И как только паровоз дернул состав, Володя залез в вагон с помощью не успевших вовремя сесть солдат. Здесь по-разному отнеслись к новому попутчику.

- Зачем тебе это? - говорили одни.

- Одумайся, возвращайся домой, - советовали другие.

Слишком маленьким им казался Володя, совсем неприспособленным к войне.

- Тихо вы, черти! Навалились на парня. А ты их не бойся. Ты держись меня, парень. И не дрейфь, - заступился старшина за Володю.

И все бы шло неплохо, но эшелон два раза проверялся повагонно. Володя ужасно боялся этих проверок. Чуть где-то крикнут: "Открыть дверь! Стройся!" А у Володи только одно на уме: "Это за мной!" И всегда выручал старшина.

А уговоры продолжались до прифронтовой полосы. Многие не понимали, что могло заставить шестнадцатилетнего паренька ехать на фронт. Они считали, что мальчишка просто не до конца понимает, куда он едет. А как добрались до прифронтовой полосы - начались налеты на эшелон вражеской авиации. После первой же бомбежки Осип обнаружил брата в солдатском вагоне. Разговор был тяжелым, но офицеры заступились за парня. Володя основательно подкрепился в офицерском вагоне и уже на правах полугероя вернулся в свой вагон. Этот поступок возвысил мальчишку в глазах солдат. Потом эшелон бомбили еще и еще... Однажды, во время одного из налетов бомба взорвалась возле офицерского вагона, Осипа ранило, и Володе предложили брата сопровождать в госпиталь, - парень еле-еле отказался…

В Харьков прибыли 20 октября 1943 года. Володю сразу доставили в особый отдел для выяснения личности.

- Ну, герой, рассказывай, кто ты есть? Как попал в эшелон? - строго, но еще с легкой иронией спросил Иван Максимович Тагалович, начальник особого отдела 94 гвардейской дивизии.

- Вохмянин... Владимир... Из Тюмени... - Тут только Володя понял, в какую он попал переделку. Дальше все поплыло, как в тумане, а он думал только об одном: "Неужели вернут домой?"

- Из Тюмени?! - у всех присутствующих на лицах застыло немое удивление. - Ну, тогда ты действительно герой! Только кто ж это подтвердит?

- Старшина из четвертого вагона может. Сашка. Мы с ним вместе в Челябинске в ремесленном училище учились... Офицеры.

- Ишь ты - офицеры! Каких заступников нашел себе!

Допрос продолжался весь день: парня обрабатывали на полную катушку, не давая порой времени сообразить, что и как говорить.

- Да. Мой двоюродный брат капитан Вохмянин, Осип Афанасьевич... Его ранило в ногу под Чугуевом... Только домой меня не отправляйте! Нельзя мне домой. Ребята же засмеют! Я был записан в народное ополчение. Занимался... Многое знаю. Умею обращаться с оружием. Только не отправляйте...

- Ну, уж это мы, брат, и сами посмотрим. Это уж мы без тебя решим: отправлять тебя домой или... А пока увести!

Проверка Володиных показаний длилась несколько долгих дней. Делали запрос в Управление НКВД по Тюменской области, на последнее место работы, в Тюменский горвоенкомат. Потом ждали ответа. Затем его снова привели под конвоем в особый отдел. За столом сидел один Тагалович. Он подождал, пока конвоиры ушли, и уже более миролюбиво сказал:

- Решено тебя не отправлять обратно. Воюй пока. А там, может, в училище...

Да, вот еще что. Тут старшина твой хлопотал... Так что ступай в пехоту. 288 полк. Там тебе выдадут обмундирование и поставят на вещевое довольствие.
На передовой Володю, нет, уже рядового Вомянина увидел начальник штаба дивизии полковник Шостацкий.

- Что за детсад развели? Почему здесь? Убрать! - и Григорий Николаевич тихо добавил, - Туда, где меньше крошат...

Так гвардии рядовой Владимир Вохмянин оказался  в распоряжении начальника артвооружения 199 гвардейского артполка гвардии старшего лейтенанта Ларина.



Главная
Боевой путь дивизии
Список воинов дивизии
Ветераны дивизии
Воспоминания и письма
Публикации
  Очерки Андрея Аникина
Охотник
            Глава первая
            Глава вторая
            Глава третья
            Глава четвертая
            Глава пятая
На грани
            Глава первая
            Глава вторая
            Глава третья
            Глава четвертая
            Глава пятая
            Глава шестая
  Г.И. Цаур. Тревожит прошлое
Высоту удержали
Ровно в полночь
Фронтовая память
Зачислен навечно
Он поднимал в атаку
Ты помнишь...
Пути и судьбы
Поединок
Город первого салюта
Земля мужества
  И.Н. Николаев. Память солдата
В освобожденном Сталинграде
О проекте




Неизвестные герои

Солдаты Победы

Новый Уральский строитель - специализированный журнал Уральского региона

«Изоллат» — сверхтонкая теплоизоляция





Главная Боевой путь Ветераны Воспоминания Публикации
УралWeb. Регион в интернете Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт
Спецпроект - РАССКАЗЧИКИ.club - рассказы, байки, инернет-сериалы.
Copyright © Интернет-агентство «Уральская галактика», 2005 год. Все права защищены.
На сайт разработчика