94-я гвардеская стрелковая дивизия 94-я гвардеская стрелковая дивизия 94-я гвардеская стрелковая дивизия
Боевой путь дивизии от Сталинграда до Берлина
Публикации / Очерки Андрея Аникина / На грани / Глава пятая
Публикации

Глава пятая. Разведка - дело серьезное

Итак, Володя стал разведчиком-наблюдателем.

В апреле 1944 года дивизия вышла к Днестру и, успешно форсировав реку, заняла оборону в районе села Ракулешты. Половина села у немцев, половина - у нас. Для наблюдательного пункта (НП) было выбрано укромное местечко на возвышенности: вся деревня, как на ладони. Характерными ориентирами были колодец и изгиб реки Реут. Их пронумеровали справа налево и по рубежам. Определили расстояние до каждого. Измерили угловые величины между ориентирами и зарисовали все это на схеме. Самым правым ориентиром было опушка рощи, а самым левым - изгиб дороги западнее деревни Ракулешты. В распоряжении разведчиков было две стереотрубы: наша - десятикратная, и цейсовская, трофейная, - шестнадцатикратная. Но немецкой разведчики почти не пользовались. Наша была надежнее и легче. Дежурили круглосуточно. Несли двухчасовую вахту.

Разведчики тоже Володе поблажки не давали, гоняли его да седьмого пота, воспитывали, но он не сбежал от них, остался, и этим, видимо, пришелся по душе старшему сержанту Ивану Терских и его товарищам. Большую часть времени Володя находился при стереотрубе на НП полка. Следил за поведением противника и все передвижения врага записывал в журнал. Например: в одиннадцать двадцать проехали четыре повозки. В двенадцать десять - колонна из шести машин. В двенадцать тридцать - три легковые машины. А ночью: в районе ориентира один была видна вспышка. В районе ориентира два слышен шум моторов. И так далее.

На НП приходили разведчики дивизии, наведывались соседи, заходили саперы, бывали начальники разного уровня, а с ними обязательно уполномоченный особого отдела. Одного старшего лейтенанта Володя хорошо запомнил - уж очень он был дотошный. Пришел на НП под вечер, долго изучал журнал и рассматривал передний край противника. Потом еще около часа выспрашивал о колодце: когда фрицы ходят к колодцу, сколько их обычно бывает, какое вооружение они при себе имеют. Володя даже взмок, отвечая: ему казалось, что уж лучше него этого участка переднего края никто не знает. Выходит, и он не на все мелочи внимание обращает. Было обидно.

А однажды Володя демаскировал НП. Виной этому стала шелковица, которую уральский парнишка никогда раньше не только не видел, но и ничего не слышал о ней. А тут ему нарассказывали про сладкие плоды, какая это вкуснотища.

- Неужели никогда не пробовал? - удивлялись знатоки.

-Да ты полжизни потерял...

- А где она растет?

- Вон, дерево видишь? До нее метров семьдесят будет.

Ну, что стоит пацану да еще разведчику залезть на дерево и полакомиться ягодками.

Отстояв вахту, Володя решил слазить на это дерево. Он ушел якобы в землянку, а сам ползком - к шелковице. Влез на дерево. Гитлеровцы, конечно, обнаружили его. И обстреляли. Сбило Володю, как спелое яблоко, с дерева взрывной волной. Упал. Лицо в крови, из ушей, из носа темные струйки стекают. Вот она какая - сладкая эта ягодка оказалась.

- Меняй теперь НП из-за сопляка, - ругался начальник разведки капитан Чебыкин. - Быстро в медпункт! В Кучееры!

За Володю заступился заместитель командира артполка майор Шосталь.

- Да, это преступление, - сказал Семен Кузьмич. - Но вы не забывайте, что это преступление для взрослого. И помните, кто он...

Но Володя недолго провалялся в медчасти, и продолжились игры в войну. Или как любил говаривать Иван Терских превращение сопляка в солдата. Только солдатики были живые, а пули настоящие. Впрочем в экстремальной ситуации человек быстрее набирается опыта, оттачивает навыки выживания. На фронте - это первое дало. И порой грань между ребячеством и взрослостью оказывается в таких ситуациях очень размытой.

Пока полк находился в обороне, Иван Терских в свободное время учил Володю многим премудростям разведчика: обращаться со стереотрубой, бросать противотанковые гранаты, на глаз определить расстояние до какого-нибудь объекта. Многое Владимиру Вохмянину потом пригодилось, когда служил в танковых частях.

...Однажды Иван с Володей, возвращаясь с задания, срезали дорогу через старый НП. Это был тот самый наблюдательный пункт, который несколькими днями раньше Володя так по-мальчишески раскрыл противнику. А место-то было хорошее: сам НП проектировался на возвышенности - немцы были как на ладони; ночью дежурная смена, оставив одного наблюдателя, спускалась в балку и разводила костер, грелась, ужинала, потому что здесь немцы их видеть не могли. После Володиного падения немцы стали периодически обстреливать НП, а однажды  забросали балку "зажигалками".

- Слышь, Вовка, до темноты там пересидим…

Не дожидаясь ответа, Иван в три прыжка очутился в балке. Володя уже побежал - за ним...

- Не сметь! Лежать! - только и крикнул Иван. И подтверждая его слова, хлопнула очередь, разбрызгивая землю и мелкие камешки. Только очередь смолкла, Иван снова подал голос:

-Давай.

Только Володя плюхнулся рядом, как следом за ним грохнула пулеметная очередь, и снова по верху балки забулькали пули. Иван глянул на часы:

- Еще рано. Придется здесь переждать. Чтобы зря время не терять, покажу тебе, как надо блиндаж брать. Смотри и запоминай. Авось, в будущем пригодится. Чай не завтра война эта кончится. Смотри и запоминай. Дважды не исполняю.

Иван подполз к блиндажу. Бросил в щель гранату. Откатился. Залег. И когда вылетела дверь от взрыва, дав очередь из автомата, ворвался в блиндаж.

- У-ух! Понял!? Давай, теперь ты.

Володя тоже пополз к блиндажу. Бросил гранату левой рукой. Кубарем откатился. И когда прогремел взрыв, дал очередь.

- Ну, вот. Кое-что ты усвоил. Будем дальше готовить сопляка в солдаты. Но прежде разберем твои ошибки. Почему ты кидаешь левой? И вообще возишься, как дохлый таракан. Быстрее надо. Бац - и все. Немец тебя ждать не будет. Убьет, и моргнуть не успеешь. Это война, браток, если не ты, то тебя. Понял! Кстати, за это время, что ты там возился, тебя раза три уже убили бы.. Ладно, старик, не обижайся. У меня тоже не все получалось сразу. И еще автомат должен всегда смотреть в сторону противника. Усвоил? Ладно, пошли.

Они выбрались из балки.

- Сколько, вон до того куста?

- Ну, наверное, шагов пятьдесят.

- А вот теперь проверь.

Володя добросовестно отмерял шагами.

- Сколько?

- Двадцать.

- Так-то!



Главная
Боевой путь дивизии
Список воинов дивизии
Ветераны дивизии
Воспоминания и письма
Публикации
  Очерки Андрея Аникина
Охотник
            Глава первая
            Глава вторая
            Глава третья
            Глава четвертая
            Глава пятая
На грани
            Глава первая
            Глава вторая
            Глава третья
            Глава четвертая
            Глава пятая
            Глава шестая
  Г.И. Цаур. Тревожит прошлое
Высоту удержали
Ровно в полночь
Фронтовая память
Зачислен навечно
Он поднимал в атаку
Ты помнишь...
Пути и судьбы
Поединок
Город первого салюта
Земля мужества
  И.Н. Николаев. Память солдата
В освобожденном Сталинграде
О проекте




Неизвестные герои

Солдаты Победы

Новый Уральский строитель - специализированный журнал Уральского региона

«Изоллат» — сверхтонкая теплоизоляция





Главная Боевой путь Ветераны Воспоминания Публикации
УралWeb. Регион в интернете Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Находится в каталоге Апорт
Спецпроект - РАССКАЗЧИКИ.club - рассказы, байки, инернет-сериалы.
Copyright © Интернет-агентство «Уральская галактика», 2005 год. Все права защищены.
На сайт разработчика